Обеспечение инклюзивного образования
С 1 сентября 2016 года вступили в силу приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599.
В соответствии с новыми требованиями в нашей школе проводится работа по созданию специальных образовательных условий для качественной реализации государственного стандарта.
Целью работы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Покатеевская СОШ является создание безбарьерной среды в обучении и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В период реализации программы «Доступная среда», в школе осуществляется целенаправленная работа по созданию благоприятных условий для развития всех учащихся, с учетом различий их склонностей и способностей. Работа по психолого-медико-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса осуществляется педагогом – психологом 1ставка, учителем – дефектологом 0,3 ставки, учителем – логопедом 0,2 ставки, введенные в рамках программы в штатное расписание учреждения. В нашем селе 4 ребенка — инвалида дошкольного возраста, 2 ребенка инвалида в 1-х, 11-х классах, 12 детей с ограниченными возможностями здоровья, и создание такой среды на базе школы является положительным опытом в работе социально — психологической службы. Разработан перспективный план работы психологической службы школы, включающий мероприятия по психолого-медико-педагогическому сопровождению.
С 2013 года в школе осуществляется целенаправленная работа по приобретению и изготовлению оборудования для сенсорной комнаты. На сегодняшний день на приобретение оборудования в сенсорную комнату потрачено 108 000-00 рублей, сенсорная комната функционирует в рамках выполнения плана по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2014 учебном году объем финансирования на создание доступной среды в МКОУ Покатеевская СОШ составил 94 800.00 рублей по субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий прав на получение образования обучающихся, и 50 000.00 рублей из средств местного бюджета, на создание условий для развития детей дошкольного возраста, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2015 учебном году педагоги МКОУ Покатеевская СОШ приняли участие в краевом проекте «Доступная среда», в результате в школу привлечены средства на создание доступной среды в размере 694 000 – 00 рублей.
В смете на реализацию проекта «Доступная среда» предусмотрено оборудование и методические материалы для развития памяти, речи, концентрации внимания, расширения представлений о предметном окружении, проектной деятельности, внеклассной работы, игры для снятия эмоционального напряжения, развития коммуникативных навыков обучающихся, для развития творчества и повышения мотивации обучающихся.
Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и должны учиться. Безбарьерная среда — это новое отношение к детям инвалидам.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В школе нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с интеллектуальными нарушениями. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованных учебных кабинетах.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе оборудованы классы для осуществления образовательного процесса на 115 ученических мест, в которых созданы условия для учебы и зоны отдыха, места для рисования, лепки, аппликации; в классах имеется мультимедийный проектор, компьютер с выходом в интернет, интерактивная доска; создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом возраста детей.
Для практических занятий в учреждении оборудованы:
— кабинет логопеда, дефектолога и психолога (безопасное настенное зеркало «Магический свет», пучок волокон «Звездный дождь», настенное панно «Бесконечность», свето-звуковая дорожка, подвесной модуль Фиброоптическое волокно + источник света 200 волокон, подвесной модуль «Солнышко», воздушно-пузырьковая колонна с мягким пуфиком, подвесной модуль «Тучка», подвесной модуль «Звездное небо», настенный ковер «Звездное небо»),
кабинет логопеда (песочный столик, пособия М.Монтессори: сенсорный планшет с резиночками, геометрические фигуры; различные конструкторы, логопедический тренажер «Дельта 142»; дидактические игры; развитие зрительного восприятия «сенсорный ящик»; акустическая панель; «логомалыш»);
— спортивный зал имеет разметку, облегчающую детям ориентироваться в пространстве; Мягкий модуль-тренажер «Пройди, не упади», Мягкий модуль-тренажер «Равновесие», » Трансформер » Лабиринт » тренажер «Черепаха», которые предназначены для развития координации движений и снятия мышечного напряжения (при переносе ребёнком центра тяжести приводится в движение – ходит)
Библиотека(и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Педагог библиотекарь — Кармышова Алла Моисеевна.
Режим работы: с 900 до 1530 ч., воскресенье – выходной.
Библиотека расположена на втором этаже школы. Она занимает изолированное, приспособленное помещение. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов и детей с интеллектуальными нарушениями не предусмотрено.
Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря в составе персонального компьютера, принтера. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет. Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступа к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата – нет; для лиц с нарушениями умственного развития – доступ к объектам спорта не ограничен.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения, используемые в образовательном учреждении: натуральные объекты; модели; экранно-звуковые средства обучения; печатные средства обучения. Школа оснащена следующими средствами обучения:
печатными:
— учебниками и учебными пособиями;
— учебно-методической и справочной литературой;
— рабочими тетрадями;
электронными образовательными ресурсами:
— образовательными мультимедиа-ресурсами;
— видео-проектором;
— ноутбуками;
наглядными пособиями:
— плакатами настенными;
— стендами;
— информационными досками.
Школа использует основные средства воспитания и формы организации воспитательной работы обучающихся, в том числе приспособленные для пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
— организация внеклассной деятельности обучающихся (организация школьных концертов, праздников, общешкольные родительские собрания);
-организация внеаудиторной деятельности обучающихся (посещение мероприятий за пределами школы–учреждений культуры и искусств и пр.);
-организация и проведение внутришкольных конкурсов, методических мероприятий (мастер-классов, обучающих встреч);
-проведение профориентационной и профилактической работы (тематические лекции, беседы, участие в творческой деятельности, профориентационные мероприятия);
-проведение индивидуальной работы с обучающимися и родителями (индивидуальное консультирование, беседы и пр.).
Специальных средств обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
С целью адаптации школы к требованиям по обеспечению «безбарьерной среды» рабочей группой из числа сотрудников школы проведено обследование объекта социальной инфраструктуры (ОСИ), составлен акт, разработан и утвержден «Паспорт доступности ОСИ». Адресная программа предусматривает поэтапный план мероприятий по адаптации ОСИ и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории МКОУ Покатеевская СОШ.
Специальные условия питания
Функционирует столовая на 60 мест, оборудованная необходимыми цехами для приготовления блюд согласно 10-дневного меню, согласованного с Роспотребнадзором.
Обучающиеся обеспечиваются горячим завтраком и обедом, в том числе дети с ОВЗ без взимания родительской платы.
Школьная столовая обеспечивает обучающихся горячим питанием в соответствии с физиологическими потребностями детей.
Столовая – 114,45 м2; рассчитана на 60 посадочных мест.
Специальные условия охраны здоровья
Охрана жизни и здоровья детей является одним из приоритетных направлений работы школы. Образовательный процесс осуществляется в здании, соответствующем по техническим и санитарным характеристикам требованиям СанПин. Школа оснащена пожарной сигнализацией, «тревожной кнопкой», имеется система видеонаблюдения.
Для организации медицинской помощи обучающимся в школе оборудован медицинский кабинет. Психологическую помощь обучающимся и их родителям (законным представителям) оказывает педагог – психолог.
Социально-психологическую помощь обучающиеся и их родители (законные представители) могут получить, обратившись к социальному педагогу.
Для конструктивного решения конфликтных ситуаций в школе создана служба медиации.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют учитель-дефектолог и учитель-логопед. С целью обеспечения комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ в школе создан психолого-педагогический консилиум (ППк).
Особое значение в организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ имеет взаимодействие с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Педагогические работники и специалисты школы систематически участвуют в методических семинарах по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, что позволяет непрерывно повышать профессиональные компетенции, оперативно разрешать актуальные задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Ежегодно во время летних каникул на базе школы действует оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, с горячим питанием и досуговой деятельностью.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и педагоги обеспечены бесплатным доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. В кабинете информатики имеется возможность доступа к образовательным ресурсам сети Интернет. Имеются компьютеры в учебных кабинетах, библиотеке, кабинетах учителей, работающих с детьми ОВЗ (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог).
Для обеспечения безопасности детей при работе с образовательными ресурсами сети Интернет установлено специальное программное оборудование (Интернет контроль сервер).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Имеющиеся в школе собственные электронные образовательные и информационные ресурсы, подходят для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
№п/п Наименование электронного ресурса Ссылка на сайт
1 Минобрнауки http://минобрнауки.рф
2 Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
3 Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru
4 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
5 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (компьютеры, планшеты, ноутбуки, нетбуки) доступны всем школьникам, они используются в том числе инвалидами и обучающимися с ОВЗ.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не предусмотрено